суббота, 21 апреля 2012 г.

ДУХИ-ПОМОЩНИКИ (продолжение2)


Одна женщина держит в дрожащих от волнения руках тесьму из разноцветных ниток. Она напряженно следит за шаманкой: близится развязка, виновные в человеческих страданиях духи будут наказаны. И когда шаманка, ударив в бубен, выкрикивает: “Пришла рогатая змея, завязывай!, женщина быстро завязывает на тесемке узелок. Это значит, что нехороший дух в образе змеи “связан” и потерял свою вредоносную силу. “Пришел хромой дух, завязывай!” — продолжает шаманка. Со лба у нее падают капли пота, она устала — бороться со злыми духами нелегко».
Представление о функциях славянских духов — по-мощников, охранителей и союзников можно почерпнуть из богатого наследия заговоров и заклинаний. Несмотря на повальную христианизацию текстов, в них мы очень часто видим, как ворожея или кудесник обращается к древним тотемическим силам:

«Лиска красна, детки красны, слизни, мазни, на медь поставь...» (На ожог. Архангельская обл., 1972 г.).
«...У щуки зубы медны, глаза оловянны, спиват-съедат с серого камня мох и траву. Спивай и съедай с (такого-то) всю худобу, уроки и призоры, всяки уроки, прикосы, исполохи и испорчи, всякие говоры, всяки
думы, всяки завидности, отрывку материнску думу от девки-красноволоски, от женки-красноголовки...» (На исполох (от испуга). Архангельская обл., 1971 г.).
«...и понеси, черный зверь волк, те болести в темные леса, в топкие болота, чтобы ввек не бывало, ни днем, ни ночью, ни во веки веков». (Заговор от грыжи. Начало XX в.).
«...Полети, белый кречет, понеси, белый кречет, всю тоску и кручину, на воду не опусти, на землю не урони, на стуже не позноби, на воде не посуши, на солнце не повянь; донеси всю тоску-кручину, всю сухоту, чахоту и юноту велику...» (Напустить тоску парню. Мезень, конец XIX в.).
Змей летучий, куда полетишь? — В леса дремучи.— 11е летай в леса дремучи, а лети к (такому-то), к ему в печенку, к ему в селезенку, чтобы он не мог ни жить, ни быть...» (Присуха. Архангельская обл., 1971 г.).
«...И понеси [болезни], черный зверь медведь, в темные леса, и затопчи, черный зверь медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывали, ни вдень, ни в ночь, ни в утренню зарю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрое месяцу». (От сглазу, грыжи и баенной нсчести. Архангельская 176., середина XIX в.)
В качестве охранника и заступника медведь выступает у многих народов. Хакасы называют обрядовое изображение медведя Аба тёс. Оно представляет собой березовую развилку, с прикрепленными к ней синими ленточками, медвежей лапой и железным кольцом. Аба тёс изгоняет из жилища злые силы и помогает при болезнях мочеполовой системы. Обряд излечения совершался на закате дня при старом месяце. Шаман при этом жег перед медведем-развилкой крупу и сухое растение борщевик, а больной кланялся этому духу. Тувинские шаманы также говорят об исключительной силе медведя, отводя ему функции защиты от нападения врагов и от чужих глаз. Его фигурку (Адыг ээреп) делают либо из черной материи, либо из настоящей шкуры с передней лапы медведя и вешают ее на решетку юр гы с правой стороны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий