суббота, 21 апреля 2012 г.

ДУХИ-ПОМОЩНИКИ (продолжение1)


Вот как это выглядит на примере тувинского алгыша, записанного М. Б. Кенин-Лопсаном от А. Баира:
У пего шелковый барындак (плащ.- О. Д.),
У него соболиная, рысья шапка.
У него пища — полынь,
У него куртка из белого калака (шарф.- О. Д.),
У него куртка из желтого кадака.
Его глаза черные и блестящие.
Его голова крутится-всрпгтся.
У него губы заячьи,
У него уши передвигаются.
Зверь-беглец земного шара,
Зверь-хитрец Вселенной.
Ты — зверь лесов и камней.

Иди же своей белой дорогой,
11сй же свою воду аржаан.
Совершай свое путешествие, аминь!
Во время камлания шаман полностью отождествляет себя со своим духом-помощником. Если его дух змея, то он и движется подобно змее, ползая и извиваясь по земле; если же лягушка — прыгает, квакает и округляет глаза. «Вставайте, волки и медведи и все мелкие звери, лев-зверь сам к вам идет»,— наговаривали перед встречей с представителями власти в Архангельской губернии в середине XIX века. Некоторые шаманы до сих пор сохранили умение так «вытанцовывать» свое животное силы или воздействовать на других, что зрителям это кажется чудом полного перевоплощения.
Такие мастера экстаза есть, например, в Индонезии, шаманские обычаи которой описали в книге «Чародеи Явы» французские исследователи М. Оттен и А. Банса: «Заколдованные люди ползут к воде и ныряют. Настоящие выдры — они в точности имитируют их посвист. Дукун (шаман.- О. Д.), хотя и остался пока в кругу, полностью держит их в своей власти. Погрузившись в грязноватую озерную воду, “выдры" роются лапами в зарослях лотоса. Теперь дуку н зашел по пояс в воду и сверлит взором одержимых людей, пока один из них, нырнув, не поймал зубами трепещущую рыбу».
А вот как описывает призывание духов (пари) и процесс изгнания болезни В. Н. Басилов, собиравший в 1968 году сведения о пережитках культа бакши (шаманизма) в Ферганской долине (Узбекистан):
«В комнате тускло горят светильники — лучины с промасленной ватой на концах. Несколько женщин, затаив дыхание, как завороженные, смотрят на шаманку; которая ритмичными ударами в бубен и заклинаниями призывает духов. Тюльнар-пари, приди! Мискалиари, приди!” — раздается ее глухой голос. Женщинам кажется, что они порой видят смутные очертания заполнивших весь дом духов. Больная покорно сидит, покрытая с головой белым покрывалом. Вот удары в бубен становятся чаще, на шаманку страшно смотреть: исступленное лицо, ошалелые глаза, пена у перекошенного рта, конвульсивные движения, бессвязные выкрики, переходящие в тоскливый визг... Этот приступ безумия заразителен, и вскоре все участницы обряда начинают трястись и завывать в экстазе...

Комментариев нет:

Отправить комментарий